Page 1 of 1

Блок управления ГБО

Posted: Mon Apr 28, 2014 6:02 pm
by KOT
Потихоньку делаю блок управления впрыском газа, аналог заводским блока типа BRC, STAG итд. Вот накидал схему, за несоблюдение гостов просьба не пинать, микроконтроллер ATMega128, Хоть и хотелось бы на STM но запрограммировать я пока его не смогу.
Прошивку пишу в свободное на работе время, верней просто копирую куски кода из своего блока впрыска и адаптирую их под данный блок, пока написал переключение газ/бензин и корректировку впрыска газа от температуры газа. Исходники буду выкладывать у себя на компьютере и давать сюда ссылки, только роутер сначала поменяю, поскольку умудрился приобрести русскоязычный роутер у местного провайдера ну и не могу его настроить из за фантазиии и незнании тепрминологии переводчика.

Вот схема, прошу высказывать свои замечания.

Re: Блок управления ГБО

Posted: Mon Apr 28, 2014 6:07 pm
by KOT
4 часть схемы

Re: Блок управления ГБО

Posted: Mon Apr 28, 2014 6:31 pm
by puff
бенз не так страшно, как газ...
я правда не понимаю принципиальной разницы. точнее, что именно движет людьми при выборе той или иной платформы. концепция rusefi, её отличительные черты - понятны. а вот остальное - хз. кто-то изобретает велосипед, сочиняя уже готовый функционал. и если для какой-нибудь мелочи это может и оправдано, то для таких вот достсточно крупных вещей - уже хз.
а что мешат взять rusefi кстати?

Re: Блок управления ГБО

Posted: Mon Apr 28, 2014 6:52 pm
by KOT
Я на одном из форумов заикнулся что могу сделать блок которые будет управлять газофорсунками с коррекцией, вот пара людей заинтересовалось, под них и делаю, может друзьям поставлю. Мне особых трудностей не составляет, процентов 90 уже готово.

Re: Блок управления ГБО

Posted: Mon Apr 28, 2014 7:38 pm
by Sergey89
А какие принципиальные особенности в управлении ДВС с ГБО по сравнению с бензином? Я так понимаю обязательна поддержка низкоомных форсунок, а что ещё?

Re: Блок управления ГБО

Posted: Mon Apr 28, 2014 7:40 pm
by puff
переключение карт на лету, как я понял...

Re: Блок управления ГБО

Posted: Mon Apr 28, 2014 8:09 pm
by KOT
Низкоомные форсунки, у меня другая таблица VE, на газу нет ускорительного насоса, ну и коррекция по температуре газа, чем горячей тем меньше его поступает, соотвественно нужно больше открыть форсунку чтоб поступило столько же. Включать только на прогретом редукторе, поскольку при температуре около 0 редуктор не держит давление и брыскается жидким газом. Более ранний угол зажигания из за октанового числа. После 4500 оборотов вроде снова переходят на бензин чтоб прогара клапанов не было, но это слухи а там кто-го знает.
Все остальное оставил без изменений.

Re: Блок управления ГБО

Posted: Thu May 01, 2014 5:55 am
by mivaol
KOT wrote:Низкоомные форсунки, у меня другая таблица VE, на газу нет ускорительного насоса, ну и коррекция по температуре газа, чем горячей тем меньше его поступает, соотвественно нужно больше открыть форсунку чтоб поступило столько же. Включать только на прогретом редукторе, поскольку при температуре около 0 редуктор не держит давление и брыскается жидким газом. Более ранний угол зажигания из за октанового числа. После 4500 оборотов вроде снова переходят на бензин чтоб прогара клапанов не было, но это слухи а там кто-го знает.
Все остальное оставил без изменений.
Странно, точно нет ускорилки?! Пленки нет это понятно, а ускорилка нужная бяка!
Можно поинтересоваться?
Все таблицы опрашиваются из флеш памяти прямо по ходу программы, или оперативка используется?
Опрос входов и установка выходов напрямую из программы, или есть область отображения, которая в начале цикла обновляется? Понятно что это не касается каналов форсунок и искрообразования.

Re: Блок управления ГБО

Posted: Thu May 01, 2014 2:27 pm
by KOT
mivaol wrote: Странно, точно нет ускорилки?! Пленки нет это понятно, а ускорилка нужная бяка!
Можно поинтересоваться?
Все таблицы опрашиваются из флеш памяти прямо по ходу программы, или оперативка используется?
Опрос входов и установка выходов напрямую из программы, или есть область отображения, которая в начале цикла обновляется? Понятно что это не касается каналов форсунок и искрообразования.
Ну программу писал я, ускорилку выбросил, дизкомфорта не ощущаю, есть в некоторых газоблоках функция, наподобие антиускорилки, точно не скажу что и как делает но называется это в блоке STAG "Обеднение по MAZDA"
Таблицы я все расположил во флеше, скорость работы в аврке с флешь такая же как и с ОЗУ, но таблицу VE сначала копирую в ОЗУ, чтоб можно было редактировать онлайн.
Вот на счет входов/выходов не понял, есть внешние прерывания, - для быстрого отклика и есть опрос кнопок или наподобие, происходит в цикле через некоторое время. Могу скинуть исходники на ассемблере.

Re: Блок управления ГБО

Posted: Mon May 05, 2014 3:55 am
by Sergey89
А что у тебя за схема снаббера применена для ключей низкоомных форсунок?

Re: Блок управления ГБО

Posted: Mon May 05, 2014 5:48 am
by KOT
Тут я уже публиковал, пока проще ничего не нашел для управление низкоомными форсунками, есть конечно готовые драйвера, но они работают в аналоговом режиме и к ним нужны радиаторы. http://rusefi.com/forum/viewtopic.php?f=8&t=521&p=6921#p6921

Сейчас думаю дописать блок до рабочего состояния на ассемблере и плавно переходить на СИ. Может быть все таки дело и до STM дойдет Все таки читабельней и компактней код, также меньше синтаксических ошибок, на асемблре то регистры перепутал, то запятую не там поставил :)

Re: Блок управления ГБО

Posted: Mon May 05, 2014 6:03 am
by Sergey89
Во время перехода к удержанию и во время закрытия выбросы на супрессоре гасятся, а во время удержания открывается верхний транзистор и выбросы через диод в питание идут? На 8 форсунок получается, нужно 16 выходов МК и 16 ключей. В схемах с линейным ограничением вроде можно делать общий снаббер, но там будет рассеиваться очень большая мощность и без радиатора не обойтись.

Re: Блок управления ГБО

Posted: Mon May 05, 2014 6:33 am
by KOT
Во время перехода к удержанию выбросов нет, верней они обратно идут в питание через верхний ключ и диод.
В момент открытия форсунки я перестаю закрывать верхний транзистор(перестаю садит затвор верхнего траснзистора на GND) , полностью открываю нижний, далее просто идет ШИМ на нижний, во время закрытия нижнего выбросы идут через верхний транзистор и диод обратно в питание, когда необходимо закрыть форсунку, то закрываю нижний транзистор и закрываю верхний(сажу затвор верхнего на GND) , выброс гасится на сопрессоре, либо на одном общем снаббере. К стати я сначала использовал 1 общий снаббер на биполярном транзисторе и +4 диода, но по размеру и разводке платы решил что лучше поставить сопрессоры параллельно нижним ключам.

Re: Блок управления ГБО

Posted: Mon May 05, 2014 7:46 am
by Sergey89
В vems такое решение ещё применяют

http://www.vems.hu/wiki/index.php?page=MembersPage%2FDamirMuha%2FLowZinjectorsFlyback

Re: Блок управления ГБО

Posted: Mon May 05, 2014 8:16 am
by KOT
Sergey89 wrote:В vems такое решение ещё применяют

http://www.vems.hu/wiki/index.php?page=MembersPage%2FDamirMuha%2FLowZinjectorsFlyback
Я так понял в этой схеме существует некоторая задержка на закрытие форсунки. Нехорошо как-то лаг на открытие лаг на закрытие + лаг в схемотехнике на закрытие. Хотя тут уже нужно искать золотую середину либо +4 ноги МК либо 50 микросекундная задержка.

Re: Блок управления ГБО

Posted: Thu Sep 11, 2014 11:37 am
by alex2103
Специально тут зарегистрировался увидев тему про впрыск газа... а оказывается я с KOT уже когда-то общался на другом ресурсе и более того мы живет рядом.
Себе я тоже собрал впрыск газа на базе MSAVR. Пришлось немного поковырять их прошивку в плане увеличения размерности таблицы VE до 12х12, добавления коррекции по температуре и логики переключения на газ.
От TPS я отказался в пользу датчика температуры газа. Обогащение при ускорении переделал на MAP. До этого ездил вообще без обогащения при ускорении и вроде бы было нормально, но после переделки понял что оно 100% нужно.
Сейчас возникли вопросы по коррекции по температуре газа. Таблицу откатывал на прогретом двигателе, но (как выяснилось позже после установки датчика) температура газа при этом была около 50. Сейчас коррекция при +20 -15%, при +50 0%, при +70 +15%. Какая зависимость у вас получилась?

Re: Блок управления ГБО

Posted: Fri Sep 12, 2014 4:37 pm
by KOT
Сейчас человек в Симферополе откатывает мою прошивку для газоблока, собирается настроить все коэффициенты. Дело в том что у меня УДК, по нем смесь особо не увидишь, но увидел то, то у меня плавает давление перед газофорсунками процентов на 15, а то 20, от прогрева редуктора, добавил в прошивку автокорректировку по давлению, но пока не прошивал машину, устраняю мелкие ошибки, добавил ускорительный насос для газа, посмотрим что получится.
Корректировку по температуре газа сделал на основе уравнения идеального газа, в общем для температуры газа = -40 - коэффициент 0,78, хотя при такой температуре пропан бутан газгом не является)), для 20 градусов = 1,00; для температуры газа 60 градусов коэффициент = 1,15

Re: Блок управления ГБО

Posted: Sat Sep 13, 2014 4:56 am
by alex2103
А что использовано в качестве датчика давления газа? Куда установлено? Как организована автокорректировка?

Re: Блок управления ГБО

Posted: Sat Sep 13, 2014 6:05 am
by KOT
Датичк сделал на основе mpx5700 Image, засунул в корпус подключил шлангу. Шланга подключена на штуцер перед форсунками Image. Корректировка ну как в сквирте есть файл в котором в зависимости от показаний АЦП выбирается значение коэффициента, хотя вроде можно просто умножением/делением но это долго.

Re: Блок управления ГБО

Posted: Sat Sep 13, 2014 9:21 am
by alex2103
Спасибо за ответы!
Датчик вроде бы диффенциальный нужен? Или ты вичитаешь из него MAP перед расчетом коэффициента? Зависимоть давления газа и времени впрыска линейная?
Датчик температуры газа как конструктивно выполнен? У меня пока что примотан изолентой к патрубку :oops:
Датчик температуры редуктора имеется? как-то учавствует в расчетах или только для переключения на газ?

Re: Блок управления ГБО

Posted: Sat Sep 13, 2014 2:59 pm
by KOT
Програмно считаю дифф. давление, датчики давления оба абсолютные. Зависимость думаю линейная, ну так гласят законы физики, может просто я не все их учитываю но там видно будет.
Датчик температуры со СТАГ4, вкручивается в штуцер на картинке выше, с противоположной стороны штуцеру шланги для датчика давления газа.
Датчика температуры редуктора нет, АЦП закончились)) в СТАГе находил коэффициенты по температуре редуктора, но их обычно никто не крутит, думаю это нужно при прогреве двигателя. Переключаю по температуре двигателя 40-50 градусов.

Re: Блок управления ГБО

Posted: Sat Sep 13, 2014 3:55 pm
by alex2103
А где брал вот такой замчательный штуцер с выходом под шланг на датчик давления и местом под датчик температуры? Датчик даления mpx у меня где-то в столе валялся...уже руки чешутся давление учитывать))
А впрыск у тебя попарно-параллельный или одновременный? Триггер какой используешь?

Re: Блок управления ГБО

Posted: Sat Sep 13, 2014 8:31 pm
by AndreyB
Эх, еще бы перевести кого-то на rusefi... А то не хватает людей с руками.

Re: Блок управления ГБО

Posted: Sun Sep 14, 2014 5:43 pm
by KOT
alex2103 wrote:А где брал вот такой замчательный штуцер с выходом под шланг на датчик давления и местом под датчик температуры? Датчик даления mpx у меня где-то в столе валялся...уже руки чешутся давление учитывать))
А впрыск у тебя попарно-параллельный или одновременный? Триггер какой используешь?
Штуцер подарили, такой же как и тут http://lpgtech.com.ua/datchik-temperatury-gaza-stag
Впрыск попарно-параллельный, но сейчас понимаю что на меге128 можно и фазированный сделать без особых проблем. Триггер? а в смысле какой? я в прошивке просто чередую по переднему фронту то на те форсунки то на те. Параллельный нельзя- форсунки медленные, особенно газовые.
russian wrote:Эх, еще бы перевести кого-то на rusefi... А то не хватает людей с руками.
Ага мне бы на СИ перевести сначала свое творение, тогда можно и другой контроллер пытаться изучать. Я вон мучаюсь то там ошибку найду, то там))

Re: Блок управления ГБО

Posted: Sun Sep 14, 2014 7:07 pm
by alex2103
KOT wrote: Впрыск попарно-параллельный, но сейчас понимаю что на меге128 можно и фазированный сделать без особых проблем. Триггер? а в смысле какой? я в прошивке просто чередую по переднему фронту то на те форсунки то на те. Параллельный нельзя- форсунки медленные, особенно газовые.
Ну видимо фронт от системы зажигания? Меня просто беспокоит что фаза впрыска зависит от УОЗ. На ХХ у тебя работает ровно?
А давление газа измеряешь как? Просто постоянно и интегрируешь или как-то привязано к моменту открытия\закрытия форсунок?
Прости что много вопросов задаю. Как-то от понимания что есть единомышленники второе дыхание открывается)) Машина сейчас на кузовном ремонте и есть несколько дней чтоб сделать датчики и новую прошивку...

Re: Блок управления ГБО

Posted: Mon Sep 15, 2014 6:31 am
by KOT
Ага зажигание отдельный блок, который выдает импульсы каждые 0,5 оборота КВ. У тебя какой впрыск фазированный чтоль? при попарном все равно где открывать форсунки. Холостой у меня ровный. Давление газа и во впуске просто оцифровую постоянно, никакой привязки нет.

Все эти примочки, фазы впрыска, привязка оцифровки к углу коленвала/распредвала на мой взгляд для тех, у кого есть приборы для измерения, кроме 5-й точки.

Re: Блок управления ГБО

Posted: Fri Oct 10, 2014 1:42 pm
by evil_laugh
KOT, привет. Я сейчас похожей газовой фигнёй занимаюсь, тоже на ATMega и тоже на асме, кстати :) У твоего проекта исходники в свободном доступе есть? :)

Re: Блок управления ГБО

Posted: Fri Oct 10, 2014 7:23 pm
by KOT
На семблере это не правильно :) Слишком много времени на отладку ошибок синтаксических.
Вот последняя рабочая версия

Re: Блок управления ГБО

Posted: Mon Oct 13, 2014 9:17 am
by evil_laugh
KOT, спасибо большое. Исчерпывающая информация :)

Почитал исходники. Эх, все бы так писали. Аплодирую стоя. Почти самодокументирующийся код, да ещё и с комментами - просто сказка.

А что касается "на асме неправильно" - ну, может быть, но, как ты правильно написал где-то здесь - лучше хорошо написать на асме, чем плохо на Си :) Архитектура AVR-ов предельно проста, можно с точностью до такта предсказать время выполнения команд. С тем же стм (даже 8-битником) такого не выйдет, там уже конвейер есть. А с армами (стм32) - тем более. Поэтому для авр лучше буду на асме пока писать, тем более что его я знаю отлично, а вот С - не особо :D хотя стм32ф4дискавери уже год на полке пылится - надо бы тоже опробовать.

Re: Блок управления ГБО

Posted: Mon Oct 13, 2014 5:54 pm
by KOT
Спасибо, если что непонятно спрашивай. Этот блок еще в стадии доработки, пока только 1 человек катается. Там скорей всего нужно ввести коррекцию по давлению, ошибки по датчикам итд.