[rusEfi] ВАЗ-2103 "Рыжик" (1977) :: Lada 1500 "Ryzhik" (1977) #37

User avatar
Dron_Gus
contributor
contributor
Posts: 450
Joined: Wed Nov 13, 2013 1:11 pm
Location: S-Pb
Github Username: dron0gus

Re: ВАЗ-2103 "Рыжик" (1977) :: Lada 1500 "Ryzhik" (1977) #37

Post by Dron_Gus »

По транзисторам... Земля у них отдельная? Не преподнимается?
User avatar
andreika
donator
donator
Posts: 461
Joined: Mon Feb 13, 2017 2:35 pm
Location: Kiev

Re: ВАЗ-2103 "Рыжик" (1977) :: Lada 1500 "Ryzhik" (1977) #37

Post by andreika »

Dron_Gus wrote:
Tue Jun 16, 2020 7:20 pm
По транзисторам... Земля у них отдельная? Не преподнимается?
Земля эта общая, "грязная". Но я проверю землю, спасибо!
User avatar
andreika
donator
donator
Posts: 461
Joined: Mon Feb 13, 2017 2:35 pm
Location: Kiev

Re: ВАЗ-2103 "Рыжик" (1977) :: Lada 1500 "Ryzhik" (1977) #37

Post by andreika »

После замены транзисторов на BSP76E6433HUMA1 машине явно стало получше:


Теперь форсунки "дуют" что надо, без всяких защитных диодов и прочего. Новые транзисторы просто делают своё дело и даже не нагреваются. 8-)

Правда, ХХ всё ещё не настроен: постепенно плавно падают обороты, и движок глохнет, если не поддержать дросселем. Похоже, что не хватает воздуха, и нужно немного больше приоткрыть РХХ. Если же поддерживать дросселем, то движок продолжает работать нормально. Плюс давление топлива в рампе почему-то низкое - 2.5 бара (даже на выключенном двигателе, без разрежения), хотя для этих форсунок желательно минимум 3 бара.

Детектор триггера ведёт себя нормально, ошибок при запуске и работе двигателя нет, ни на низких оборотах, ни при высоких. Правда, иногда проскакивает ошибка при останове двигателя, когда сигнал делается слабым - видимо, нужно будет точнее настроить пороги детектора...

В этот раз я прогрел движок уже чуть больше (до 52 градусов) и крутанул его до 3884 RPM, это наш новый рекорд на Хеллен! :)

Лог выглядит так:
image.png
image.png (56.23 KiB) Viewed 33519 times
Attachments
2020-06-20_17.58.44.mlg.zip
(85.37 KiB) Downloaded 510 times
puff
contributor
contributor
Posts: 2961
Joined: Mon Nov 11, 2013 11:28 am
Location: Moskau

Re: ВАЗ-2103 "Рыжик" (1977) :: Lada 1500 "Ryzhik" (1977) #37

Post by puff »

там тот же USB чип, что и на прометее? от silabs?
тут при подключении одной другой железки к андроиду внезапно всплыли трудности - драйвер просто так на андроид не поставить :-(
User avatar
andreika
donator
donator
Posts: 461
Joined: Mon Feb 13, 2017 2:35 pm
Location: Kiev

Re: ВАЗ-2103 "Рыжик" (1977) :: Lada 1500 "Ryzhik" (1977) #37

Post by andreika »

puff wrote:
Sun Jun 21, 2020 1:32 pm
там тот же USB чип, что и на прометее? от silabs?
Нет, здесь используется встроенный в проц USB.
Но вообще, по задумке, основной интерфейс для Хеллен будет CAN, а USB пока используется на первое время, для наладки всего, так сказать...
User avatar
andreika
donator
donator
Posts: 461
Joined: Mon Feb 13, 2017 2:35 pm
Location: Kiev

Re: ВАЗ-2103 "Рыжик" (1977) :: Lada 1500 "Ryzhik" (1977) #37

Post by andreika »

*** Текущий прогресс по ЭБУ Hellen на процессоре Cypress. ***

1) Проблема наводок от катушек на РХХ.
Была замечена проблема, когда на холостом ходу РХХ начинает самопроизвольно закрываться (не из-за прошивки), если хотя бы одна катушка даёт искру. Как оказалось, помехи шли по проводу управляющего катушкой сигнала - от катушки обратно в ЭБУ. Т.е. если катушкой "щёлкает" внешний источник сигналов, то РХХ работает нормально, нет помех. А если соединить катушку управляющим проводом, то на осциллографе видно, как в ЭБУ идут помехи. Напомню, что это саабовские "логические" катушки, и управляющий провод - просто цифровой 5-вольтовый сигнал. Но, видимо, в нём возникали какие-то волновые эффекты из-за наводок в момент искры. Возможно, это особенность именно этих саабовских катушек с функцией ion sense, трудно сказать...
Как бы то ни было, решил проблему так: вместо резисторов 10 Ом, которые были запаяны на материнской плате Hellen, поставил 220 Ом (пробовал 51 Ом, но помехи ещё были). Сам ток потребления катушек по управляющему проводу небольшой: ~2.5мА, поэтому это не сказалось на надёжности управление катушками.

* * *

2) Ещё была проблема с долгой инициализацией РХХ в режиме manual idle. Оказалось, что у меня сбился параметр period в настройках Idle Settings. Но поскольку он относится к режиму Auto-PID и недоступен для редактирования в режиме Manual, то его влияние не было очевидно. Это проблема usability наших настроек в Тюнерстудии, которую надо будет как-нибудь решить...

* * *

3) Наконец, попробовал в качестве эксперимента запаять вместо обычного DRV8825 другой модуль драйвера шаговика - поставил новый крутой "TMC2130 v3.0":
image.png
image.png (868.88 KiB) Viewed 33309 times
Сама микросхема находится внизу под платой, и выглядит примерно так (фото из инета):
image.png
image.png (272.19 KiB) Viewed 33309 times

Правда, пришлось доработать модуль двумя перемычками, т.к. его пинаут совместим с обычными модулями только на 99% :-)
- Одна перемычка даёт ему 5-вольтовое питание для логической части микросхемы.
- А другая перемычка выключает режим 256-кратного микрошага, установленный по умолчанию, что слишком круто для нашей прошивки (пришлось бы использовать мультикилогерцовый ШИМ для управления шагами).

Я пока включил режим 1/2 микрошага с аппаратной интерполяцией до 256 в самом драйвере.
Чем крут этот драйвер, и зачем это нужно:
1) Умеет делать интерполированные микрошаги, увеличивая точность и плавность хода мотора и фактически удваивая число виртуальных шагов (в выбранном мной режиме)!
2) Мониторит нагрузку на моторчик и его потребление, и при необходимости снижает частоту импульсов чтобы снизить вероятность пропуска шагов. Это позволило задать более высокую скорость для мотора!
3) Умеет экономить потребление, снижая нагрузку на мотор (и не перегревая его) в ждущем режиме (разница заметна!).
4) Мощный: способен управлять шаговиками током до 2.5А (с охлаждением)! При этом, имеет зашиту от короткого замыкания, а также подстроечник регулирования лимита тока прямо на платке модуля.
5) Он есть в наличии в JLCPCB и я планирую запаивать его на платы Хеллен по умолчанию (правда, стоит он в два раза больше рядового DRV8825: ~$3).
Также он умеет общаться по SPI с полной конфигурацией и диагностикой (хотя в нашем случае, в rusEFI это пока не поддерживается), но в целом это заманчиво на наши будущие "smart ecus"...;
И вообще содержит кучу патентованных немецких ноу-хау: MicroPlyer, CoolStep, SpreadCycle, StallGuard2, StealthChop...

В итоге, сделал для него 3 изменения настроек:
- число шагов поставил 1800 вместо 900
- время реакции шаговика поставил 3 мс вместо 10 мс
- убрал инверсию c Idle Stepper Dir Mode (это ещё одно отличие TMC2130 от DRV8825 - там dir не инвертирован)

* * *

4) В итоге, у машины появился вполне сносный холостой ход:


Теперь можно прогреть машину уже подольше и проверить термостабильность платы:
image.png
image.png (444.35 KiB) Viewed 33309 times
Вроде бы ничего не перегревается, всё стабильно.
Продолжаю тестирование...
User avatar
andreika
donator
donator
Posts: 461
Joined: Mon Feb 13, 2017 2:35 pm
Location: Kiev

Re: ВАЗ-2103 "Рыжик" (1977) :: Lada 1500 "Ryzhik" (1977) #37

Post by andreika »

*** Тестирование Hellen81a ***
image.png
image.png (1.72 MiB) Viewed 30739 times

Немного доработал плату Хеллен81:

1) Пришлось поменять операционники на те, что и задумывались изначально - MCP6004 (их не было в стоке у китайцев, когда мы заказывали платы).

Это понадобилось для улучшения работы детектора триггера на высоких оборотах, когда сигнал ДПКВ сильный. Дело в том, что ограничитель напряжения по входах SRV05-4 не идеальный (там просто стоят диоды со входа на землю и питание). После ограничения напряжение немного вылазит за пределы 0-5В - где-то на 0.4В в обе стороны. И проблема с "простыми" операционниками LMV324, которые были запаяли JLC, в том, что они совсем не умеют работать на отрицательных напряжениях на входах. У них минимально допустимое напряжение всего -0.2В, и ниже этого порога они тупо входят в насыщение, и портят весь сигнал. А вот у "нормальных" MCP6004 допустимое напряжение уже -1В, и они спокойно всё выдерживают. К тому же, они вообще лучше в плане точности измерений.

2) Также напаял дополнительный резистор в делитель входа CRANK.

Это тоже связано с качеством работы "цифровой" части детектора триггера. Первоначально код детектора тестировался на 5-вольтовых процах (Kinetis, Cypress), и там всё совпадало: центр сигнала 2.5В попадал в центр гистерезиса цифрового входа. Но у STM32 цифровой вход имеет гистерезис от 0.3Vdd до 0.7Vdd, с условным центром в 1.65В, и это снижает точность работы детектора, потому что после деления на 2 сигнал едва превышает верхний порог логической "1". Зазор, конечно, есть, но небольшой. Поэтому я решил улучшить ситуацию и изменил этот делитель с 2.0 на 1.52, посадив дополнительный резистор 5.1k (0603) параллельно верхнему резистору нашего обычного делителя 4.7k+4.7k:
image.png
image.png (26.86 KiB) Viewed 30739 times
При таком соотношении порог 2.5В после деления смещается как раз в 1.65В!
User avatar
andreika
donator
donator
Posts: 461
Joined: Mon Feb 13, 2017 2:35 pm
Location: Kiev

Re: ВАЗ-2103 "Рыжик" (1977) :: Lada 1500 "Ryzhik" (1977) #37

Post by andreika »

Короткое видео пуска машины на Hellen81:



Запись лога:
https://rusefi.com/online/view.php?log=311
User avatar
andreika
donator
donator
Posts: 461
Joined: Mon Feb 13, 2017 2:35 pm
Location: Kiev

Re: ВАЗ-2103 "Рыжик" (1977) :: Lada 1500 "Ryzhik" (1977) #37

Post by andreika »

Прогреваю машину и настраиваю ХХ:

https://rusefi.com/online/view.php?log=322

Заодно нашёл баг, связанный с переходной фазой из кранкинга (taper). Из-за этой фазы оказались сломаны useSeparateAdvanceForIdle и useSeparateVeForIdle, из-за чего у меня сильно переливало первые секунды после пуска, и обороты были задавлены: https://github.com/rusefi/rusefi/pull/3168
User avatar
andreika
donator
donator
Posts: 461
Joined: Mon Feb 13, 2017 2:35 pm
Location: Kiev

Re: ВАЗ-2103 "Рыжик" (1977) :: Lada 1500 "Ryzhik" (1977) #37

Post by andreika »

Первый выезд из гаража за три года:



Логи:
https://rusefi.com/online/view.php?log=325

На 1-й передаче раскрутил до 4667 оборотов, на большее не хватило длины прямого участка дороги возле гаража :oops:
Скорость в логах показывает почему-то неправильную, реальная скорость была где-то раза в 2 меньше...
User avatar
andreika
donator
donator
Posts: 461
Joined: Mon Feb 13, 2017 2:35 pm
Location: Kiev

Re: ВАЗ-2103 "Рыжик" (1977) :: Lada 1500 "Ryzhik" (1977) #37

Post by andreika »

Съездил на Hellen81a в небольшую поездочку, проехал 500 км, туда и обратно.
Общие впечатления от поведения машины хорошие.

Кусочек лога с поездки (полтора часа, запись на карту памяти): https://rusefi.com/online/view.php?log=389
image.png
image.png (111.44 KiB) Viewed 30004 times
Из хорошего:
- ездил на ЭБУ в автономном режиме, т.е. без поключения нетбука и без автотюна (правда, топливная коррекция включена);
- топливная система не завоздушивается, и смесь в целом держится - спасибо новому бензобаку, ЭБН и РДТ;
- новый РХХ справляется хорошо, и за всю поездку шаговик не сбился;
- ДАД был подключен трубкой только на 1-й цилиндр, но его показания вполне сносные, без задержек и шумов;
Из плохого:
- не отстроен "ускорительный насос", и постоянно идут провалы AFR при нажатии педали газа;
- редкие единичные ошибки триггера... :( за полтора часа записи этого лога - 9 ошибок, в непредсказуемых местах...

По поводу ошибок триггера: было даже странное место на трассе, когда ошибки триггера участились и начали ощущаться при езде (подёргивания на скорости), причем как ехал туда, так и при возвращении обратно - примерно на том же участке дороги. То ли там радиовышка стоит, то ли ЛЭП, или ещё какая-то сверхъестественная аномалия в тех местах :mrgreen: - не знаю...
Но причин винить во всём софтварный триггер у меня нет...

Заодно, вот ещё небольшой лог (20 минут) прогрева и езды вокруг гаража: https://rusefi.com/online/view.php?log=390
Вообще никаких проблем с триггером за это время (хотя над гаражами стоит вышка сотовой связи)...
image.png
image.png (73.86 KiB) Viewed 30004 times
Abricos
contributor
contributor
Posts: 849
Joined: Mon Aug 18, 2014 12:32 am
Location: Carteret, NJ 07008

Re: ВАЗ-2103 "Рыжик" (1977) :: Lada 1500 "Ryzhik" (1977) #37

Post by Abricos »

На тему ускорительного насоса ...
Я много раз поднимал эту тему но .......
В моем случае результат был только при смене вот этих параметров (на скриншоте выделено красным ) все что выше я ставил любые цыфры изменений я не заметил изменения были только когда там был 0 ...

Советую начат с этого
Accel multiplier (coeff). 0.500
Screenshot_20211028-103419__01.jpg
Screenshot_20211028-103419__01.jpg (256.13 KiB) Viewed 29995 times
User avatar
AndreyB
Site Admin
Posts: 14292
Joined: Wed Aug 28, 2013 1:28 am
Location: Jersey City
Github Username: rusefillc
Slack: Andrey B

Re: ВАЗ-2103 "Рыжик" (1977) :: Lada 1500 "Ryzhik" (1977) #37

Post by AndreyB »

Engine Load acceleration нас покинул - это была самая сломанная часть, я её просто стёр.
image.png
image.png (35.02 KiB) Viewed 29992 times
Very limited telepathic abilities - please post logs & tunes where appropriate - http://rusefi.com/s/questions

Always looking for C/C++/Java/PHP developers! Please help us see https://rusefi.com/s/howtocontribute
User avatar
AndreyB
Site Admin
Posts: 14292
Joined: Wed Aug 28, 2013 1:28 am
Location: Jersey City
Github Username: rusefillc
Slack: Andrey B

Re: ВАЗ-2103 "Рыжик" (1977) :: Lada 1500 "Ryzhik" (1977) #37

Post by AndreyB »

andreika wrote:
Mon Dec 09, 2019 10:09 pm
Можно было бы взять ещё более тонкую свечу с резьбой М8 NGK ER9EH-6N
хо-хо-хо, в МАДИ её и взяли :) https://pandia.ru/text/80/281/45665.php
Very limited telepathic abilities - please post logs & tunes where appropriate - http://rusefi.com/s/questions

Always looking for C/C++/Java/PHP developers! Please help us see https://rusefi.com/s/howtocontribute
Post Reply