[rusEfi] ВАЗ-2103 "Рыжик" (1977) :: Lada 1500 "Ryzhik" (1977) #37
- Dron_Gus
- contributor
- Posts: 471
- Joined: Wed Nov 13, 2013 1:11 pm
- Location: S-Pb
- Github Username: dron0gus
Re: ВАЗ-2103 "Рыжик" (1977) :: Lada 1500 "Ryzhik" (1977) #37
По транзисторам... Земля у них отдельная? Не преподнимается?
Re: ВАЗ-2103 "Рыжик" (1977) :: Lada 1500 "Ryzhik" (1977) #37
После замены транзисторов на BSP76E6433HUMA1 машине явно стало получше:
Теперь форсунки "дуют" что надо, без всяких защитных диодов и прочего. Новые транзисторы просто делают своё дело и даже не нагреваются.
Правда, ХХ всё ещё не настроен: постепенно плавно падают обороты, и движок глохнет, если не поддержать дросселем. Похоже, что не хватает воздуха, и нужно немного больше приоткрыть РХХ. Если же поддерживать дросселем, то движок продолжает работать нормально. Плюс давление топлива в рампе почему-то низкое - 2.5 бара (даже на выключенном двигателе, без разрежения), хотя для этих форсунок желательно минимум 3 бара.
Детектор триггера ведёт себя нормально, ошибок при запуске и работе двигателя нет, ни на низких оборотах, ни при высоких. Правда, иногда проскакивает ошибка при останове двигателя, когда сигнал делается слабым - видимо, нужно будет точнее настроить пороги детектора...
В этот раз я прогрел движок уже чуть больше (до 52 градусов) и крутанул его до 3884 RPM, это наш новый рекорд на Хеллен!
Лог выглядит так:
Теперь форсунки "дуют" что надо, без всяких защитных диодов и прочего. Новые транзисторы просто делают своё дело и даже не нагреваются.

Правда, ХХ всё ещё не настроен: постепенно плавно падают обороты, и движок глохнет, если не поддержать дросселем. Похоже, что не хватает воздуха, и нужно немного больше приоткрыть РХХ. Если же поддерживать дросселем, то движок продолжает работать нормально. Плюс давление топлива в рампе почему-то низкое - 2.5 бара (даже на выключенном двигателе, без разрежения), хотя для этих форсунок желательно минимум 3 бара.
Детектор триггера ведёт себя нормально, ошибок при запуске и работе двигателя нет, ни на низких оборотах, ни при высоких. Правда, иногда проскакивает ошибка при останове двигателя, когда сигнал делается слабым - видимо, нужно будет точнее настроить пороги детектора...
В этот раз я прогрел движок уже чуть больше (до 52 градусов) и крутанул его до 3884 RPM, это наш новый рекорд на Хеллен!

Лог выглядит так:
- Attachments
-
- 2020-06-20_17.58.44.mlg.zip
- (85.37 KiB) Downloaded 871 times
Re: ВАЗ-2103 "Рыжик" (1977) :: Lada 1500 "Ryzhik" (1977) #37
там тот же USB чип, что и на прометее? от silabs?
тут при подключении одной другой железки к андроиду внезапно всплыли трудности - драйвер просто так на андроид не поставить
тут при подключении одной другой железки к андроиду внезапно всплыли трудности - драйвер просто так на андроид не поставить

Re: ВАЗ-2103 "Рыжик" (1977) :: Lada 1500 "Ryzhik" (1977) #37
*** Текущий прогресс по ЭБУ Hellen на процессоре Cypress. ***
1) Проблема наводок от катушек на РХХ.
Была замечена проблема, когда на холостом ходу РХХ начинает самопроизвольно закрываться (не из-за прошивки), если хотя бы одна катушка даёт искру. Как оказалось, помехи шли по проводу управляющего катушкой сигнала - от катушки обратно в ЭБУ. Т.е. если катушкой "щёлкает" внешний источник сигналов, то РХХ работает нормально, нет помех. А если соединить катушку управляющим проводом, то на осциллографе видно, как в ЭБУ идут помехи. Напомню, что это саабовские "логические" катушки, и управляющий провод - просто цифровой 5-вольтовый сигнал. Но, видимо, в нём возникали какие-то волновые эффекты из-за наводок в момент искры. Возможно, это особенность именно этих саабовских катушек с функцией ion sense, трудно сказать...
Как бы то ни было, решил проблему так: вместо резисторов 10 Ом, которые были запаяны на материнской плате Hellen, поставил 220 Ом (пробовал 51 Ом, но помехи ещё были). Сам ток потребления катушек по управляющему проводу небольшой: ~2.5мА, поэтому это не сказалось на надёжности управление катушками.
* * *
2) Ещё была проблема с долгой инициализацией РХХ в режиме manual idle. Оказалось, что у меня сбился параметр period в настройках Idle Settings. Но поскольку он относится к режиму Auto-PID и недоступен для редактирования в режиме Manual, то его влияние не было очевидно. Это проблема usability наших настроек в Тюнерстудии, которую надо будет как-нибудь решить...
* * *
3) Наконец, попробовал в качестве эксперимента запаять вместо обычного DRV8825 другой модуль драйвера шаговика - поставил новый крутой "TMC2130 v3.0": Сама микросхема находится внизу под платой, и выглядит примерно так (фото из инета):
Правда, пришлось доработать модуль двумя перемычками, т.к. его пинаут совместим с обычными модулями только на 99%
- Одна перемычка даёт ему 5-вольтовое питание для логической части микросхемы.
- А другая перемычка выключает режим 256-кратного микрошага, установленный по умолчанию, что слишком круто для нашей прошивки (пришлось бы использовать мультикилогерцовый ШИМ для управления шагами).
Я пока включил режим 1/2 микрошага с аппаратной интерполяцией до 256 в самом драйвере.
Чем крут этот драйвер, и зачем это нужно:
1) Умеет делать интерполированные микрошаги, увеличивая точность и плавность хода мотора и фактически удваивая число виртуальных шагов (в выбранном мной режиме)!
2) Мониторит нагрузку на моторчик и его потребление, и при необходимости снижает частоту импульсов чтобы снизить вероятность пропуска шагов. Это позволило задать более высокую скорость для мотора!
3) Умеет экономить потребление, снижая нагрузку на мотор (и не перегревая его) в ждущем режиме (разница заметна!).
4) Мощный: способен управлять шаговиками током до 2.5А (с охлаждением)! При этом, имеет зашиту от короткого замыкания, а также подстроечник регулирования лимита тока прямо на платке модуля.
5) Он есть в наличии в JLCPCB и я планирую запаивать его на платы Хеллен по умолчанию (правда, стоит он в два раза больше рядового DRV8825: ~$3).
Также он умеет общаться по SPI с полной конфигурацией и диагностикой (хотя в нашем случае, в rusEFI это пока не поддерживается), но в целом это заманчиво на наши будущие "smart ecus"...;
И вообще содержит кучу патентованных немецких ноу-хау: MicroPlyer, CoolStep, SpreadCycle, StallGuard2, StealthChop...
В итоге, сделал для него 3 изменения настроек:
- число шагов поставил 1800 вместо 900
- время реакции шаговика поставил 3 мс вместо 10 мс
- убрал инверсию c Idle Stepper Dir Mode (это ещё одно отличие TMC2130 от DRV8825 - там dir не инвертирован)
* * *
4) В итоге, у машины появился вполне сносный холостой ход:
Теперь можно прогреть машину уже подольше и проверить термостабильность платы: Вроде бы ничего не перегревается, всё стабильно.
Продолжаю тестирование...
1) Проблема наводок от катушек на РХХ.
Была замечена проблема, когда на холостом ходу РХХ начинает самопроизвольно закрываться (не из-за прошивки), если хотя бы одна катушка даёт искру. Как оказалось, помехи шли по проводу управляющего катушкой сигнала - от катушки обратно в ЭБУ. Т.е. если катушкой "щёлкает" внешний источник сигналов, то РХХ работает нормально, нет помех. А если соединить катушку управляющим проводом, то на осциллографе видно, как в ЭБУ идут помехи. Напомню, что это саабовские "логические" катушки, и управляющий провод - просто цифровой 5-вольтовый сигнал. Но, видимо, в нём возникали какие-то волновые эффекты из-за наводок в момент искры. Возможно, это особенность именно этих саабовских катушек с функцией ion sense, трудно сказать...
Как бы то ни было, решил проблему так: вместо резисторов 10 Ом, которые были запаяны на материнской плате Hellen, поставил 220 Ом (пробовал 51 Ом, но помехи ещё были). Сам ток потребления катушек по управляющему проводу небольшой: ~2.5мА, поэтому это не сказалось на надёжности управление катушками.
* * *
2) Ещё была проблема с долгой инициализацией РХХ в режиме manual idle. Оказалось, что у меня сбился параметр period в настройках Idle Settings. Но поскольку он относится к режиму Auto-PID и недоступен для редактирования в режиме Manual, то его влияние не было очевидно. Это проблема usability наших настроек в Тюнерстудии, которую надо будет как-нибудь решить...
* * *
3) Наконец, попробовал в качестве эксперимента запаять вместо обычного DRV8825 другой модуль драйвера шаговика - поставил новый крутой "TMC2130 v3.0": Сама микросхема находится внизу под платой, и выглядит примерно так (фото из инета):
Правда, пришлось доработать модуль двумя перемычками, т.к. его пинаут совместим с обычными модулями только на 99%

- Одна перемычка даёт ему 5-вольтовое питание для логической части микросхемы.
- А другая перемычка выключает режим 256-кратного микрошага, установленный по умолчанию, что слишком круто для нашей прошивки (пришлось бы использовать мультикилогерцовый ШИМ для управления шагами).
Я пока включил режим 1/2 микрошага с аппаратной интерполяцией до 256 в самом драйвере.
Чем крут этот драйвер, и зачем это нужно:
1) Умеет делать интерполированные микрошаги, увеличивая точность и плавность хода мотора и фактически удваивая число виртуальных шагов (в выбранном мной режиме)!
2) Мониторит нагрузку на моторчик и его потребление, и при необходимости снижает частоту импульсов чтобы снизить вероятность пропуска шагов. Это позволило задать более высокую скорость для мотора!
3) Умеет экономить потребление, снижая нагрузку на мотор (и не перегревая его) в ждущем режиме (разница заметна!).
4) Мощный: способен управлять шаговиками током до 2.5А (с охлаждением)! При этом, имеет зашиту от короткого замыкания, а также подстроечник регулирования лимита тока прямо на платке модуля.
5) Он есть в наличии в JLCPCB и я планирую запаивать его на платы Хеллен по умолчанию (правда, стоит он в два раза больше рядового DRV8825: ~$3).
Также он умеет общаться по SPI с полной конфигурацией и диагностикой (хотя в нашем случае, в rusEFI это пока не поддерживается), но в целом это заманчиво на наши будущие "smart ecus"...;
И вообще содержит кучу патентованных немецких ноу-хау: MicroPlyer, CoolStep, SpreadCycle, StallGuard2, StealthChop...
В итоге, сделал для него 3 изменения настроек:
- число шагов поставил 1800 вместо 900
- время реакции шаговика поставил 3 мс вместо 10 мс
- убрал инверсию c Idle Stepper Dir Mode (это ещё одно отличие TMC2130 от DRV8825 - там dir не инвертирован)
* * *
4) В итоге, у машины появился вполне сносный холостой ход:
Теперь можно прогреть машину уже подольше и проверить термостабильность платы: Вроде бы ничего не перегревается, всё стабильно.
Продолжаю тестирование...
Re: ВАЗ-2103 "Рыжик" (1977) :: Lada 1500 "Ryzhik" (1977) #37
*** Тестирование Hellen81a ***
Немного доработал плату Хеллен81:
1) Пришлось поменять операционники на те, что и задумывались изначально - MCP6004 (их не было в стоке у китайцев, когда мы заказывали платы).
Это понадобилось для улучшения работы детектора триггера на высоких оборотах, когда сигнал ДПКВ сильный. Дело в том, что ограничитель напряжения по входах SRV05-4 не идеальный (там просто стоят диоды со входа на землю и питание). После ограничения напряжение немного вылазит за пределы 0-5В - где-то на 0.4В в обе стороны. И проблема с "простыми" операционниками LMV324, которые были запаяли JLC, в том, что они совсем не умеют работать на отрицательных напряжениях на входах. У них минимально допустимое напряжение всего -0.2В, и ниже этого порога они тупо входят в насыщение, и портят весь сигнал. А вот у "нормальных" MCP6004 допустимое напряжение уже -1В, и они спокойно всё выдерживают. К тому же, они вообще лучше в плане точности измерений.
2) Также напаял дополнительный резистор в делитель входа CRANK.
Это тоже связано с качеством работы "цифровой" части детектора триггера. Первоначально код детектора тестировался на 5-вольтовых процах (Kinetis, Cypress), и там всё совпадало: центр сигнала 2.5В попадал в центр гистерезиса цифрового входа. Но у STM32 цифровой вход имеет гистерезис от 0.3Vdd до 0.7Vdd, с условным центром в 1.65В, и это снижает точность работы детектора, потому что после деления на 2 сигнал едва превышает верхний порог логической "1". Зазор, конечно, есть, но небольшой. Поэтому я решил улучшить ситуацию и изменил этот делитель с 2.0 на 1.52, посадив дополнительный резистор 5.1k (0603) параллельно верхнему резистору нашего обычного делителя 4.7k+4.7k:
При таком соотношении порог 2.5В после деления смещается как раз в 1.65В!
Немного доработал плату Хеллен81:
1) Пришлось поменять операционники на те, что и задумывались изначально - MCP6004 (их не было в стоке у китайцев, когда мы заказывали платы).
Это понадобилось для улучшения работы детектора триггера на высоких оборотах, когда сигнал ДПКВ сильный. Дело в том, что ограничитель напряжения по входах SRV05-4 не идеальный (там просто стоят диоды со входа на землю и питание). После ограничения напряжение немного вылазит за пределы 0-5В - где-то на 0.4В в обе стороны. И проблема с "простыми" операционниками LMV324, которые были запаяли JLC, в том, что они совсем не умеют работать на отрицательных напряжениях на входах. У них минимально допустимое напряжение всего -0.2В, и ниже этого порога они тупо входят в насыщение, и портят весь сигнал. А вот у "нормальных" MCP6004 допустимое напряжение уже -1В, и они спокойно всё выдерживают. К тому же, они вообще лучше в плане точности измерений.
2) Также напаял дополнительный резистор в делитель входа CRANK.
Это тоже связано с качеством работы "цифровой" части детектора триггера. Первоначально код детектора тестировался на 5-вольтовых процах (Kinetis, Cypress), и там всё совпадало: центр сигнала 2.5В попадал в центр гистерезиса цифрового входа. Но у STM32 цифровой вход имеет гистерезис от 0.3Vdd до 0.7Vdd, с условным центром в 1.65В, и это снижает точность работы детектора, потому что после деления на 2 сигнал едва превышает верхний порог логической "1". Зазор, конечно, есть, но небольшой. Поэтому я решил улучшить ситуацию и изменил этот делитель с 2.0 на 1.52, посадив дополнительный резистор 5.1k (0603) параллельно верхнему резистору нашего обычного делителя 4.7k+4.7k:
При таком соотношении порог 2.5В после деления смещается как раз в 1.65В!
Re: ВАЗ-2103 "Рыжик" (1977) :: Lada 1500 "Ryzhik" (1977) #37
Прогреваю машину и настраиваю ХХ:
https://rusefi.com/online/view.php?log=322
Заодно нашёл баг, связанный с переходной фазой из кранкинга (taper). Из-за этой фазы оказались сломаны useSeparateAdvanceForIdle и useSeparateVeForIdle, из-за чего у меня сильно переливало первые секунды после пуска, и обороты были задавлены: https://github.com/rusefi/rusefi/pull/3168
https://rusefi.com/online/view.php?log=322
Заодно нашёл баг, связанный с переходной фазой из кранкинга (taper). Из-за этой фазы оказались сломаны useSeparateAdvanceForIdle и useSeparateVeForIdle, из-за чего у меня сильно переливало первые секунды после пуска, и обороты были задавлены: https://github.com/rusefi/rusefi/pull/3168
Re: ВАЗ-2103 "Рыжик" (1977) :: Lada 1500 "Ryzhik" (1977) #37
Первый выезд из гаража за три года:
Логи:
https://rusefi.com/online/view.php?log=325
На 1-й передаче раскрутил до 4667 оборотов, на большее не хватило длины прямого участка дороги возле гаража
Скорость в логах показывает почему-то неправильную, реальная скорость была где-то раза в 2 меньше...
Логи:
https://rusefi.com/online/view.php?log=325
На 1-й передаче раскрутил до 4667 оборотов, на большее не хватило длины прямого участка дороги возле гаража

Скорость в логах показывает почему-то неправильную, реальная скорость была где-то раза в 2 меньше...
Re: ВАЗ-2103 "Рыжик" (1977) :: Lada 1500 "Ryzhik" (1977) #37
Съездил на Hellen81a в небольшую поездочку, проехал 500 км, туда и обратно.
Общие впечатления от поведения машины хорошие.
Кусочек лога с поездки (полтора часа, запись на карту памяти): https://rusefi.com/online/view.php?log=389 Из хорошего:
- ездил на ЭБУ в автономном режиме, т.е. без поключения нетбука и без автотюна (правда, топливная коррекция включена);
- топливная система не завоздушивается, и смесь в целом держится - спасибо новому бензобаку, ЭБН и РДТ;
- новый РХХ справляется хорошо, и за всю поездку шаговик не сбился;
- ДАД был подключен трубкой только на 1-й цилиндр, но его показания вполне сносные, без задержек и шумов;
Из плохого:
- не отстроен "ускорительный насос", и постоянно идут провалы AFR при нажатии педали газа;
- редкие единичные ошибки триггера...
за полтора часа записи этого лога - 9 ошибок, в непредсказуемых местах...
По поводу ошибок триггера: было даже странное место на трассе, когда ошибки триггера участились и начали ощущаться при езде (подёргивания на скорости), причем как ехал туда, так и при возвращении обратно - примерно на том же участке дороги. То ли там радиовышка стоит, то ли ЛЭП, или ещё какая-то сверхъестественная аномалия в тех местах
- не знаю...
Но причин винить во всём софтварный триггер у меня нет...
Заодно, вот ещё небольшой лог (20 минут) прогрева и езды вокруг гаража: https://rusefi.com/online/view.php?log=390
Вообще никаких проблем с триггером за это время (хотя над гаражами стоит вышка сотовой связи)...
Общие впечатления от поведения машины хорошие.
Кусочек лога с поездки (полтора часа, запись на карту памяти): https://rusefi.com/online/view.php?log=389 Из хорошего:
- ездил на ЭБУ в автономном режиме, т.е. без поключения нетбука и без автотюна (правда, топливная коррекция включена);
- топливная система не завоздушивается, и смесь в целом держится - спасибо новому бензобаку, ЭБН и РДТ;
- новый РХХ справляется хорошо, и за всю поездку шаговик не сбился;
- ДАД был подключен трубкой только на 1-й цилиндр, но его показания вполне сносные, без задержек и шумов;
Из плохого:
- не отстроен "ускорительный насос", и постоянно идут провалы AFR при нажатии педали газа;
- редкие единичные ошибки триггера...

По поводу ошибок триггера: было даже странное место на трассе, когда ошибки триггера участились и начали ощущаться при езде (подёргивания на скорости), причем как ехал туда, так и при возвращении обратно - примерно на том же участке дороги. То ли там радиовышка стоит, то ли ЛЭП, или ещё какая-то сверхъестественная аномалия в тех местах

Но причин винить во всём софтварный триггер у меня нет...
Заодно, вот ещё небольшой лог (20 минут) прогрева и езды вокруг гаража: https://rusefi.com/online/view.php?log=390
Вообще никаких проблем с триггером за это время (хотя над гаражами стоит вышка сотовой связи)...
Re: ВАЗ-2103 "Рыжик" (1977) :: Lada 1500 "Ryzhik" (1977) #37
На тему ускорительного насоса ...
Я много раз поднимал эту тему но .......
В моем случае результат был только при смене вот этих параметров (на скриншоте выделено красным ) все что выше я ставил любые цыфры изменений я не заметил изменения были только когда там был 0 ...
Советую начат с этого
Accel multiplier (coeff). 0.500
Я много раз поднимал эту тему но .......
В моем случае результат был только при смене вот этих параметров (на скриншоте выделено красным ) все что выше я ставил любые цыфры изменений я не заметил изменения были только когда там был 0 ...
Советую начат с этого
Accel multiplier (coeff). 0.500
- AndreyB
- Site Admin
- Posts: 14610
- Joined: Wed Aug 28, 2013 1:28 am
- Location: Jersey City
- Github Username: rusefillc
- Slack: Andrey B
Re: ВАЗ-2103 "Рыжик" (1977) :: Lada 1500 "Ryzhik" (1977) #37
Engine Load acceleration нас покинул - это была самая сломанная часть, я её просто стёр.
Very limited telepathic abilities - please post logs & tunes where appropriate - http://rusefi.com/s/questions
Always looking for C/C++/Java/PHP developers! Please help us see https://rusefi.com/s/howtocontribute
Always looking for C/C++/Java/PHP developers! Please help us see https://rusefi.com/s/howtocontribute
- AndreyB
- Site Admin
- Posts: 14610
- Joined: Wed Aug 28, 2013 1:28 am
- Location: Jersey City
- Github Username: rusefillc
- Slack: Andrey B
Re: ВАЗ-2103 "Рыжик" (1977) :: Lada 1500 "Ryzhik" (1977) #37
Very limited telepathic abilities - please post logs & tunes where appropriate - http://rusefi.com/s/questions
Always looking for C/C++/Java/PHP developers! Please help us see https://rusefi.com/s/howtocontribute
Always looking for C/C++/Java/PHP developers! Please help us see https://rusefi.com/s/howtocontribute
Re: ВАЗ-2103 "Рыжик" (1977) :: Lada 1500 "Ryzhik" (1977) #37
Самая интересная, на мой взгляд, тема. Буду потихоньку её читать с начала. Тут отражён процесс разработки платы, встречающиеся проблемы, подробности решения.. От rusEfi такой подачи информации не было, к сожалению.
Пишу, чтоб обновить в топике дату последнего сообщения
PS: ,ну и интересует обзор желающих скооперироваться на покупку самого дешёвого варианта (uaEfi). Нужно 4 человека, чтоб по 13тр вышло.
PPS: для меня 17тр за плату с STM32 дорого, ибо: купил бокс Ryzen5 с 32 Гиг RAM и 512 Гиг SSD за 19тр.и не готов признать сложность равноценной
Пишу, чтоб обновить в топике дату последнего сообщения
PS: ,ну и интересует обзор желающих скооперироваться на покупку самого дешёвого варианта (uaEfi). Нужно 4 человека, чтоб по 13тр вышло.
PPS: для меня 17тр за плату с STM32 дорого, ибо: купил бокс Ryzen5 с 32 Гиг RAM и 512 Гиг SSD за 19тр.и не готов признать сложность равноценной